Есть вопросы?

Нажмите на кнопку и мы решим Вашу задачу!
Звоните прямо сейчас!

8-937-970-65-88

юридические услуги Саратов, юристы Саратов написать иск

Содержание: [Скрыть]

Возник вопрос: можно ли распоряжение об утверждении схемы земельного участка оспорить в порядке гражданского судопроизводства?

Долго искали ответ и выяснили, что есть подобное дело и оно даже дошло до Верховного Суда. (Нельзя оспорить, административный порядок).


Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 января 2018 г. № 89-КГ17-17 (извлечение)

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации ...

установила:

гаражный кооператив "Рекорд" обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (далее - ТУ Росимущества) от 29 октября 2015 года N 299/03. 

Определением судьи Центрального районного суда г. Тюмени гаражному кооперативу "Рекорд" отказано в принятии административного искового заявления на основании пункта 1 части 1 статьи 128 КАС РФ, поскольку спор подлежит рассмотрению и разрешению в ином судебном порядке...

Проверив материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению...

Такого рода существенные нарушения норм процессуального права допущены судами первой и апелляционной инстанций в данном случае. 

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.

Отказывая в принятии административного искового заявления на основании пункта 1 части 1 статьи 128 КАС РФ, судья районного суда и суд апелляционной инстанции исходили из того, что оспариваемое распоряжение послужило основанием для предоставления образованных земельных участков в аренду Кузнецовой Ю.Д., УК "ИНТЭК", ООО "Кречет", Закирьянову Е.А., в связи с чем заявленные требования не могут рассматриваться в порядке административного судопроизводства, а подлежат разрешению в исковом порядке по правилам ГПК РФ.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит данные выводы судьи суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции основанными на неправильном толковании и применении норм процессуального права... 

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Статьей 12 ГК РФ определено, что защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

Следовательно, оспаривание решения государственного органа является одним из способов защиты гражданских прав, выбор которого предоставлен лицу, обращающемуся за такой защитой.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном названным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Главой 22 КАС РФ предусмотрен порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

В силу пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 432, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения от 5 июня 2008 г. N 432).

Приказом Росимущества от 30 апреля 2009 г. N 122 утверждено Положение о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (действовавшее в период принятия оспариваемого распоряжения).

Согласно указанному акту территориальный орган самостоятельно осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности (пункт 4.1.2); принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектаров (пункт 4.1.18).

В соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.

В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1).

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2).

Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 3).

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено данным кодексом (пункт 13).

Следовательно, оспариваемое распоряжение ТУ Росимущества само по себе не влечет возникновения гражданских правоотношений, связанных с владением и пользованием земельными участками, как с участием заявителя, так и в отношениях между третьими лицами и органом, уполномоченным распоряжаться спорным земельным участком.


Таким образом: требования ГК "Рекорд", связанные с оспариванием распоряжения ТУ Росимущества об утверждении схемы расположения земельных участков, вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве, поскольку спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон.

ТУ Росимущества реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов в отношении заявителя.


Законодательством не предусмотрено иного вида судопроизводства для оспаривания решений государственных органов, осуществляющих государственные функции, кроме как в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно приложенной к кассационной жалобе копии устава гаражного кооператива "Рекорд", утвержденного 23 февраля 2016 года, одной из основных целей деятельности является удовлетворение потребностей членов кооператива в строительстве, приобретении гаражей и последующей их эксплуатации (пункт 2.2); для достижения целей кооператив вправе обращаться во все судебные органы Российской Федерации в связи с защитой прав и законных интересов членов кооператива, в том числе с требованиями о признании недействительными актов органов государственной власти.

Следовательно, при отсутствии иных причин для отказа в принятии административного искового заявления суду следовало рассмотреть дело по существу.

На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам...

определила:

определение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 21 февраля 2017 года и определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 10 апреля 2017 года отменить, материал по административному исковому заявлению гаражного кооператива "Рекорд" о признании незаконным распоряжения территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области от 29 октября 2015 года N 299/03 об утверждении схемы расположения земельных участков направить в суд первой инстанции для рассмотрения со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.


Что думает Злая собака?

Очень часто бывает так, что привыкаешь ко многим своим действиям и делаешь их по привычке.  Схема и распоряжение... Как оспорить? - через административный иск. А почему не гражданский? И вот тут выяснилось, что так же - да, можно через гражданский! - ошибочно считали и районный судья, и судьи Тюменского областного суда. Все мы ошибались.

А почему не гражданский порядок? Потому что так написано в законе? - нет, здесь есть логика и она в том, что в гражданском процессе стороны (истец и ответчик) равны между собой и спор основан на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон. Как следствие - истец "обвиняет". а ответчик - "оправдывается". 

А в административном - есть слабая (заявитель, гражданин) сторона и сильная (орган власти) - и рассматривать их отношения "в чистом поле в равных условиях" было бы несправедливо хотя бы потому что, сильная сторона обладает как профессиональным, так и властным ресурсом. Как следствие - законодатель так сформулировал порядок разрешения их споров, что при подаче административного иска ответчик считается "виноватым всегда", если только он не докажет свою невиновность (это упрощённо).

Ну, и надо просто запомнить, что "законодательством не предусмотрено иного вида судопроизводства для оспаривания решений государственных органов, осуществляющих государственные функции, кроме как в порядке, установленном КАС РФ".

Есть вопросы?

Нажмите на кнопку и мы решим Вашу задачу!
Звоните прямо сейчас!

8-937-970-65-88